ВУКЗ «Одесское Художественное Училище им. М. Б. Грекова»

Украина, г. Одесса
ул. Преображенская, 14/16
тел.: +38 (0482) 49-67-90
факс: +38 (0482) 49-67-90
e-mail: grekovka@gmail.com

Живопись

В Одесском художественном училище живописцы всегда составляли самую многочисленную часть контингента учащихся и педагогов. Его выпускники, впоследствии прославившиеся своим творчеством, были в основном числе живописцами: Ф. Рубо, К. Костанди, И. Бродский, М. Мартыщенко (Греков), Д. Бурлюк, Л. Пастернак, П. Нилус, Л. Мучник, А. Шовкуненко и многие другие. Училище еще находилось в статусе рисовальной школы, но уже в 1868 году была введена живопись масляными красками. И хотя методика преподавания живописи в 19 веке несколько отличалась от современной, результаты были блестящими. Наиболее важную роль в учебном процессе играла методическая база, которой уделялось огромное внимание как со стороны руководства школы, так и со стороны попечителей. Тогда обязательным пунктом программы было копирование.

Среди образцов живописи находились произведения И. Айвазовского, К. Брюллова, М. Караваджо, Д. Тернера, Н. Пуссена и других не менее известных в Европе художников. Времена меняются, основой современной методики преподавания живописи является работа с натуры: вначале работа с натюрмортом, затем с гипсовыми моделями, и далее постепенный выход на живую натуру. В старой школе натюрмортный класс был открыт лишь в 1886 году, а живую натуру писали только на последнем, пятом, курсе. Со временем возникает потребность и в пленэрной работе.

Первая попытка выездной пленэрной практики была сделана в 1902 году Д. Крайневым — в Крым. С тех пор пленэрные практики являются обязательной частью программы обучения. В этом же году в программе школы появляется новый предмет "методика чистописания и рисования". Успешно окончившим выпускникам 1901-1902 учебного года впервые выдается диплом с правом преподавания.

В 1924 году, когда училище становится Политехникумом, живописный факультет значительно расширяет свои возможности по подготовке специалистов, он состоит из 5 отделений: декоративно-монументального, станкового, театрально-декоративного, декоративного, полиграфического. К моменту создания института в 1930 году Политехникум уже имел хорошую образовательную базу и опытнейших педагогов.

В 1925 году приходит ещё 7 новых профессоров, среди них М. Жук (графика), М. Гронец (фреска), Г. Комар (фреска), А. Шовкуненко (станковая живопись), В. Волокидин (станковая живопись), Т. Фраерман (декоративная живопись), А. Гауш (театральная живопись), В. Мюллер (живопись театра и кино). Разработаны новые программы для соответствующих видов живописи. Студенты во время практик привлекались на серьезные крупные объекты страны, издаются учебники и методические разработки для спецпредметов.

После расформирования института живописное отделение будет именоваться "художественно-педагогическое". Это название сохраняется за ним до настоящего времени. Сегодня выпускник художественно-педагогического отделения за пять лет обучения осваивает технику живописи акварелью, гуашью, маслом. Получает фундаментальные знания по рисунку и композиции, овладевает практическими методами преподавания своего ремесла в художественных и общеобразовательных школах. А помогают освоить этот огромный объём знаний педагоги, у которых, кроме высшего специального образования, огромный творческий опыт с общественным и международным признанием. Они достойно продолжают традиции своих предшественников: К. Костанди, Г. Ладыженского, Д. Крайнева, П. Волокидина, Л. Мучника и многих других. Лучшее тому доказательство — работы учеников.