ВУКЗ «Одесское Художественное Училище им. М. Б. Грекова»

Украина, г. Одесса
ул. Преображенская, 14/16
тел.: +38 (0482) 49-67-90
факс: +38 (0482) 49-67-90
e-mail: grekovka@gmail.com

Художественное декорирование среды

В 1924 году Одесское художественное училище реорганизовывается в Политехникум. Это были годы, когда пролетарская культура распространялась повсеместно, а на производствах и в учебных заведениях страны требовались специалисты по её внедрению. Открываются дополнительные факультеты, отделения, лаборатории, мастерские. Так, впервые в Одесском художественном училище появляется отделение керамики. В первую очередь стояла задача подготовить специалистов для керамической промышленности, знающих производство и способных создать художественные произведения широкого диапазона. Поэтому в подготовке керамистов задействованы были разные мастерские — отделение керамики поначалу не представляло собой самостоятельную структуру. Формально оно входило в состав скульптурного факультета. Мастерская профессора П. Митковицера обучала скульптуре малых форм. Длительное время диплом керамиста состоял из двух частей: утилитарных предметов и статуэток, предназначенных для промышленного производства.

По окончании училища керамисты получали звание "художник-керамик, скульптор малых форм". Проектированию и росписи обучала мастерская декоративной живописи профессора Т. Фраермана. Технологию керамики студенты осваивали в мастерской профессора К. Белоскурского. С 1929 года приходит в Политехникум Е. Грунская, у которой уже был достаточно внушительный опыт работы в старейших отечественных центрах гончарного производства: Миргород, Яреськи, Опошня. Примечательно, что, едва открывшись, отделение занималось не только подготовкой молодых специалистов, но и научно-исследовательской работой "над местными глинами с целью использования их для нужд керамической промышленности".

Благодаря опытнейшим педагогам и поддержке государства керамическое отделение очень быстро доказало свою состоятельность. Один из документов 1938 года свидетельствует о том, что "керамический факультет в одесском художественном училище готовит высококвалифицированные кадры для фарфоро-фаянсовой промышленности и является единственным в РСФСР и УССР". По окончании училища молодых специалистов направляли на крупнейшие заводы Советского Союза, где они со временем становились ведущими художниками или директорами, что лишний раз подтверждало высочайший уровень их подготовки.

В послевоенный период на керамическое отделение переходит работать профессор М. Жук, мощным потоком вливается группа молодых специалистов: Е. Мандич, М. Зорин, И. Стенрос-Родченко. Колоссальный опыт работы на крупнейших заводах России и Украины принесли с собой в конце 50-х преподаватели Д. Клювгант и И. Гончаренко. Работали также молодые специалисты А. Вашкулев, И. Сакович, О. Нырковская, Л. Фурдыгайло.

За более чем 80-летний опыт работы керамическое отделение накопило огромный запас методического материала, тщательно отработало основные направления подготовки специалистов и сохранило художественные традиции в подходе к производству различных керамических изделий в фарфоре, фаянсе, майолике и терракоте. Кроме технических, творческая задача является неотъемлемой частью в создании учебной работы. Смелые, оригинальные замыслы порой приводят к новым техническим достижениям, значит, перспективы развития — неограничены.